• вернуться в дневник
  •   © 2006 e-mail volta@caravan.ru



    Медиа - как царство подавления ©                                         Елена Белоброва


    Конрад Беккер. Словарь тактической реальности (Отрывки из книги)

    * Как писал родоначальник современной науки public relations Эдвард Бернейс, разница между образованием и пропагандой – только в точке зрения. «Проповедь того, во что мы верим – это образование. Проповедь того, во что мы не верим – это пропаганда».

    * Если верить современным аналитическим расследованиям историков, кажется, что среди крупных прогрессивных культурных журналов на Западе едва ли был хоть один, не основанный или не поддерживавшийся спецслужбами, или свободный от агентов спецслужб. В свете этого, заявление, сделанное Кубой на мировой конференции ЮНЕСКО в Гаване в 1998 году, согласно которому культура является «оружием XXI столетия», - не кажется необоснованным.

    * Широко распространено мнение, что если вы основательно информированы и образованы, то вам проще отражать атаки пропаганды. Но на самом деле, как представляется, если вы не умеете читать, вы менее восприимчивы к пропаганде, а наилучшим объектом для Управления Восприятием являются интеллектуалы, – не только из-за предсказуемости их мировоззрения, но и благодаря врожденному чувству своей неуязвимости. Прочитать – значит декодировать, заразиться вирусом.

    * Различить информацию от пропаганды становится виртуально невозможно. Информация – миф, история которого отмечена поветриями коллективных галлюцинаций. (Атака инфотела). Как иконы святых в церкви или декорации на подмостках иллюзиониста, электронный медиум канализирует образы идолов и заклинания желания по теле-видениям общественного внимания – непрерывная трансляция тоталитарного имиджевого молебна, задающая ритм биомассе. Рамка восприятия влияет на смысл и на успешность гипнотического внушения. Смысл создается рамками, которые вы выбираете, контекстами, которые вы используете. Трудность - не в приобретении новых впечатлений или новых идей, а в изменении уже утвердившихся впечатлений.

    * Главные виды пропаганды – это: командная пропаганда, направленная на конкретную и непосредственную реакцию («Покупай… Делай… Голосуй… Присоединяйся… Сражайся…»), и субпропаганда, или условная пропаганда, направленная на формирование общественного мнения, взглядов и представлений, в долгосрочной перспективе и на прочной и широкой основе. Базисные паттерны, предназначенные для манипуляции социополитическими «заинтересованными» группами, можно описать как паттерны: Угрозы; Обязанности; Причины; Ответа. Методики социополитического убеждения следуют тем же образцам, что и маркетинговая кампания: базисный паттерн коммерческой рекламы – простая пятиступенчатая формула «интонации»: Привлечение Внимания; Установление Доверия; Стимуляция Желания; Стресс необходимости; и Вызов Ответной Реакции. Задача программ социального воздействия в том, чтобы вызвать у целевой аудитории ответную реакцию, подчинение, при минимуме размышления.

    * Провоцирование беспокойства, наведение состояний высокой внушаемости, контролирование отношений с целью удостовериться в лояльности и повиновении – стандартные техники управления общественным телом. Атрофия чувств, достигаемая через злоупотребления языком, пропаганда, нарко-информация, а также уничтожение индивидуальных мнений посредством повторения однообразных заклинаний и фраз, установление зависимостей – от видов спорта, игр и телешоу, управляемых неясными правилами, - все это входит в состав широких методик социальной стилизации.

    * Существует противоречие между тем, что верно, и тем, что работает; если предпосылка неверна и потому заключение тоже неверно, довод по-прежнему работает. Чтобы определить, работает ли довод, нет необходимости знать, соответствуют ли утверждение и заключение действительности, и даже не требуется, чтобы они непременно соответствовали действительности. Его ценность определяется вероятностью, а не фактическим соответствием. Двусмысленные отрицания – это пример работающих доводов, представляющих вероятное, а не фактическое соответствие действительности, и в этом смысле они логичны.

    * Уровни формообразования, питательные цепи заговоров не прекращают движения; тонкая пропаганда, пляски инфо-зомби, клубящиеся в поле зрения, - это не изобретение идей, время которых назрело. Нити заговоров, гипертекстовые сюжеты и подтексты, возникающие наподобие deus ex machina – это действительность, напоминающая сказку для взрослых. Соблазненные, зависимые игроки все равно выберут самое пригнанное снаряжение. Факты и моды сменяют друг друга в потоке трендов и слухов. Многочисленные временные дресс-коды, мерцающие цветовые коды и текстурные опознавательные сигналы в высокоскоростном исчислении, от субподполья до топ-десяток в рейтингах. Все приспособления задействованы, все агенты при деле – они непрерывно поддерживают существование своих миров.

    * Конструирование правды осуществляется благодаря авторитарному установлению систем верований. Простой способ, чтобы придать посланию убедительность – это показать его с двух разных точек зрения. У некритичной аудитории наличие двух сторон может вызвать доверие к источнику, у более сознательных зрителей сочетание критики, с одной стороны, и защиты, с другой, провоцирует более внимательное и систематическое прочтение ситуации, требует подвергать сомнению легитимность противной стороны. Так двусторонние послания могут обеспечить двойное преимущество: источник получает поддержку, поскольку аудитории активно нравится одна из сторон, и она активно отвергает другую сторону.

    * (Если включить громко фоновую музыку через динамики, то тинейджеры освободят парковку, не меняя своих убеждений. В некоторых ресторанах в моменты пиковой посещаемости включают фоновую музыку в более быстром темпе, чтобы посетители быстрее ели и освобождали места.) Чтобы достичь положительной реакции, агенты согласия и профессионалы разведки применяют тактики шести категорий, относящихся к базисным принципам психологического воздействия, руководящим человеческим поведением: сравнения, симпатии, авторитета, взаимности, последовательности, и дефицита. Эти рычаги вводят в действие такие механизмы, как: «Другие так делают – я тоже буду так делать», «Мне нравится этот источник – я буду делать то, что он требует», «Источник авторитетен – я могу ему доверять», «Кто-то мне что-то дает – мне следует ответить взаимностью», «Если я встал на точку зрения, я должен ее последовательно придерживаться», «Если чего-то мало – оно качественное». Эти правила согласия действуют с наибольшим успехом, когда получатель не мыслит глубоко, аккуратно и систематично, а экономит силы и время, используя отрывочную объяснительную эвристику.

    * Хаким Бей о "Словаре тактической реальности": "Царство подавления, которое мы теперь опознаем как "медиа" - рекламу, пропаганду, контроль над сознанием, PR, управление слухами, и тому подобное, - во времена Ренессанса было названо "магией", притом таким магом, как Джордано Бруно. По мере того, как это царство интегрируется в Киберпространство, его техники становятся все более оккультными. Если мы хотим вырваться из отступления в это терминальное Окружение, тактически или стратегически, или остановить его, - нам нужно извлечь на свет "секреты" герметической критики и иероглифической теории. Конрад Беккер, как нынешний Бруно, в нашу пост-органическую эпоху, приглашает нас в "Мемориальный Дворец" знания о сознании и о контроле над ним (не менее, чем словарь!), осуществляемом или самим человеком, или другими. Заклинаю, воспользуйтесь этим знанием!"

    * Конрад Беккер - председатель Института новых культурных технологий, директор медиа-центра Public Netbase/tO (Вена) и портала World-Information.org, а также, как он сам представляется, "event and content designer". Его гипермедиа-проекты вызывают определенные изменения на интеллектуально-политической карте Европы. В момент австрийского триумфа партии Хайдера Public Netbase был своеобразным форпостом критической оппозиции интеллектуалов. Одним из важных событий 2002 года стало издание "Словаря тактической реальности", написанного Конрадом Беккером в качестве оперативного руководства по культурной деятельности в условиях "дезинформационного общества".

    6 декабря 2006 года
    ДНЕВНИК